Меню сайта
Категории раздела
Вереникина Н.Я. [1]
Чаповская И.П. [1]
Слатинская Е.В. [6]
Сычёва Т.А. [1]
Симонова Е.В. [6]
Земляная Н.В. [20]
Интегрированные уроки [1]
Гевондян Л.И. [1]
Паничкина И.И. [8]
Козлова С.И. [3]
Варанкина В.А. [7]
Худякова Т.П. [2]
Гевондян Н.Ю. [3]
Унина М.Н. [4]
Соловьёва Т.М. [1]
Мельникова И.В. [1]
Шамова В.С. [1]
Спиридонова Л.Н. [3]
Бакус Л.Р. [5]
Фролова Т.В. [1]
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 410
Статистика
Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0
Погода в Конаково
Информеры
Праздники России
Главная » Статьи » Паничкина И.И.

Тема: Имя прилагательное как часть речи.
 
Паничкина Ирина Ивановна

Предмет: русский язык.
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: познакомить с существенными признаками имени прилагательного как
части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;
воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.
Задачи:
1. Дать понятие об имени прилагательном; научить находить
прилагательные в речи;
2. Формировать умение распознавать прилагательные в речи;
3. Воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы; бережно относиться к птицам, пробуждать интерес к урокам русского языка. Продолжительность: 40 мин.
Класс: 2 класс.
Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 8 г. Учитель – Паничкина Ирина Ивановна.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 2 класса, 2 часть Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова Просвещение, 2006, презентация к уроку.
Интеграция на уроке: русский язык, окружающий мир.

Ход урока.
скачать презентацию
http://school8konakovo.ucoz.ru/_ld/0/5_63Q.ppt1. Организационный момент. Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайды 1).
2. Проверка домашнего задания.
Цель: Ребята, недавно мы с вами были на экскурсии. – Дома, о своих впечатлениях вы написали сочинение на тему: «Как я могу помочь птицам зимой?»,
- Вспомните, каких животных мы называем птицами?
- Чем питаются птицы?
- Все ли птицы улетают в тёплые края?
- Какие не улетают? Почему?
- Действительно, эти птицы не боятся морозов, еду могут найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело. Из десяти одна или две доживают до весны. Вот тут на помощь им приходит человек.
- Так как же мы можем помочь птицам? Кто желает прочитать своё сочинение? (2-3 человека), оценить: тема тобой раскрыта, ты выразил свои чувства, личное отношение к увиденному. Кому понравилось это сочинение? Вывод: Молодцы! Вы хорошо поработали!
 
3. Актуализация и мотивация. Теперь откроем тетради, запишем число и классная работа (хожу по классу, слежу за посадкой).
Цель: - Я заметила, что не все ребята красиво написали…
- Как вы думаете, почему так получилось? (посадка неправильная, тетрадь лежит без наклона, ручку держат неправильно, неаккуратно пишут буквы)
- Как это исправить? (потренироваться, минутка чистописания) Что мы для этого делаем на уроке русского языка? (проводим минутку чистописания)
- Какие вы у меня молодцы!
- Сегодня, на этом уроке мы много узнаем, поймём.
Помогут нам в этом птицы. Мы их на урок позовём.
- Посмотрите на экран. Каких птиц вы узнали? (…) Ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз….
- Прочитаем их название. Какие из них зимующие? (ястреб и голубь).
- На какую орфограмму все эти слова? (парные согласные на конце слова)
- Вспомним, как проверяются парные согласные на конце слова?
- Назовите пропущенные буквы в этих словах. ( б, д ).
а) Минутка чистописания.
Цель. Именно эти буквы мы и повторим сегодня на чистописании (Слайды 2 - образец).
Чередуем написание данных букв в соединении. Кто повторит правило? Чтобы красиво писать, нужно правильно сидеть!
- Как хорошо у вас получилось. Найдите и обведите самую красивую букву.
- Поднимите руку у кого такая буква есть.
б) Азбука добрых слов. Вспомните и назовите добрые слова, которые начинаются с этих букв.(добрый, душевный, дружелюбный, доброжелательная, достойное, благородный, бережливый, благополучный).(слайд). Молодцы! Посмотрите на экран, я знаю ещё несколько таких слов. Прочитайте их.
4. Сообщение темы и целей.
- На какие вопросы отвечают все эти слова? Вспомните, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы, какой?, какая?, какое?, какие? (признак предмета).
- Кто догадался, какая тема нашего урока? Имя прилагательное. (слайд).
- Вы правы. Тема нашего урока: «Имя прилагательное». - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (…)
- Цель нашего урока: «познакомиться с именем прилагательным; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи; воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам» (слайд 4)
 
5. Разминка для глаз (слайд).
Цель. Нам предстоит серьёзная работа на уроке. Давайте к ней подготовимся и выполним небольшую разминку для глаз. Смотрите внимательно на экран и следите глазами за движением птицы .
Вывод. Выполняйте упражнения для глаз и дома, они помогут снять напряжение и усталость.
 
6. Изучение нового материала. Сядьте красиво, продолжим урок. Посмотрите внимательно на экран, сравните эти два текста.
- Прочитает (…)
 
Зима для птиц – время года, и подкормить их в этот период – значит спасти сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны.
 
Зима для птиц – самое тяжёлое время года, и подкормить их в этот трудный период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться тёплой весны.

- Какой текст вам нравится больше? Почему? (более точное описание, более красивый текст).
- Назовите слова, которые помогли украсить этот текст. Что они обозначают? На какие вопросы отвечают (выделяются на слайде цветом)
- Вы догадались, какие это части речи? (имя прилагательное)
На доске - опорная схема.
Вывод. Итак, имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?
- Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи? (Они украшают речь, дают точное описание предмета)
 
7. Первичное закрепление.
- Проверим наши предположения. Откройте учебники на с. 47, прочитайте правило. Вслух прочитает (…). Вывод. Вы были правы.
Цель. А теперь давайте закрепим наши знания. Внимание на экран.
а) наблюдение над ролью имён прилагательных в речи. (Слайд 10).
- Прочитайте слова.
Непоседа … ,
Птица … ,
Птица … ,
Самая … .
- Можем ли мы догадаться, о какой птичке идёт речь? Почему это сделать трудно? (не указаны признаки).
- Давайте попробуем вставить пропущенные слова: (пёстрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая).
б) словарная работа
- О какой птице идёт речь? (сорока). Какое это слово? (словарное) Какие слова помогли нам угадать эту птицу? (говорливая….) На какой вопрос отвечают все эти слова? (какая?) А что обозначают эти слова? (признак предмета) Какой частью речи они являются? (прилагательные).
- Запишите загадку и отгадку самостоятельно. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. – Какие слова вы подчеркнули? Почему? (имена прилагательные). Что такое имя прилагательное?
Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета (опорная схема на доске).
- Молодцы! Вы отлично поработали, а теперь пора отдохнуть в зимнем лесу.
 
8. Физкультминутка (звучит музыка)
Здравствуй, лес – зимний лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?  Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь -  Мы свои. 
 - Мы отдохнули, продолжим наш урок.
 
9. Закрепление изученного материала.
1. - А теперь мы поработаем в нашей постоянной рубрике «Давай подумаем» и вспомним ещё об одной красивой птице.
- Перед вами деформированное предложение, которое мы должны восстановить и записать красиво (Слайд).
К, прилетели, кормушке, снегири, красногрудые.
 
- Запишите это предложение. Как на письме оформляются предложения? Дай характеристику предложению, подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены. (Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях).
- Вспомним тему урока. (Имя прилагательное) На какие вопросы оно отвечает (…). Есть ли имена прилагательные в этом предложении (снегири (какие?) красногрудые)
- Как подчеркнём? (…) Подчеркните волнистой линией.
- Ребята, а вы знаете, почему птица снегирь имеет такое название?
- Птица, снегирь, названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Есть такая народная примета.
- Как только пойдет первый снежок – жди снегиря.
- А почему именно зимой птичкам требуется больше заботы и внимания от нас? (холодно, голодно, меньше корма)
- А что лично мы с вами, наш класс сделал для птиц. На уроке технологии мы сделали кормушки. Выходит ученик с кормушкой читает стихотворение. Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну.
Чтоб без песен
Не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
Вывод: Ребята, помните, что зимой птицам нужна наша забота.
2. Самостоятельная, дифференцированная работа. - Следующее задание сложнее, вы будете выполнять его самостоятельно в группах.
Возьмите карточки. 2 и 3 группа прочитайте задание самостоятельно.
1группе комментирует учитель.
1 группа – подбери к существительному соответствующее ему по смыслу имя прилагательное. Соедини стрелкой, подчеркни волнистой линией прилагательное.
 
дятел чёрный
ворон красноголовый
сова пёстрый
зяблик спящая
 
2 группа - найдите в тексте имена прилагательные, подчеркните их волнистой линией.
 
На краю леса жила белая сова. Она была большая. Крылья у птицы широкие. Клюв крючком.
 
3 группа – вставьте подходящие по смыслу прилагательные, подчеркните их.
Синица.
В наших местах живёт … синица. Эта птица … . Песни у синицы ….
Слова для справок: быстрая , рыжий, звонкие, красивая, круглое.
Проверка: 1 группа – на экране с помощью учителя.
2 группа и 3 группа – проверяет на обороте листа самостоятельно.
Вывод: Кто справился без ошибок, поднимите руки. (…) - Кто допустил ошибки? (…) - Ничего страшного, на следующих уроках мы будем закреплять эту тему. 11. Контроль.
- А сейчас я хочу проверить, на сколько вы были внимательны и как усвоили тему урока. Проведем мини-тест.
- Перед вами лежат листы. Прочитайте задание, найдите правильный ответ и отметьте его галочкой.
- Внимание на экран! Если вы выбрали ответы под буквами , которые мы повторяли на чистописании ,а именно б и д, то тест вы выполнили на «отлично» и тема вами усвоена!
12. Итог урока.
- Подведём итог урока. … Пожалуйста! ( подготовленный ученик)
- Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… прилагательное.
- Какая часть речи помогла вам правильно ответить на вопрос? Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи?
Выставление оценок. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хочу отметить…, вы за урок получают. … А также все получат оценки за сочинение и за самостоятельную работу на карточках.. 12. Домашнее задание. Дома вы выполните задание по группам.
1 группа – Тест по теме: «Имя прилагательное».
1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б). признак предмета;
в). действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
Придумать и записать 6 имён прилагательных 2 и 3 группы – задание творческого характера. Откройте стр.42 упр.64 (слайд)
Прочитайте задание. Как вы его поняли? Составьте текст устно, используя слова, названия признаков.
13. Рефлексия. - Дети, вы молодцы! Хорошо поработали. Откройте конверты и покажите своё настроение, а я покажу вам своё (слайд моё настроение).
- Я рада, что наши настроения совпадают.
- Встаньте, спасибо за урок, урок окончен.
Категория: Паничкина И.И. | Добавил: Ната (26.01.2010) | Автор: Паничкина И.И. W
Просмотров: 17319 | Комментарии: 4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Школьная реклама
Электронный журнал
Электронные журналы